Содержание коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности детей
с задержкой психического развития
с задержкой психического развития
Целью коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития является оказания коррекционной помощи воспитанникам МБДОУ, имеющим «задержку психического развития», оказания помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ЗПР (далее – ОВЗ).
Основными задачами группы ЗПР являются:
– обеспечение коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития у воспитанников, имеющих ЗПР;
– своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ЗПР;
– обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, имеющим ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
– обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками, имеющими ЗПР основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР; – профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР;
– обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ;
– разъяснение среди педагогических работников, родителей МБДОУ специальных знаний о психофизическом развитии детей, имеющих ЗПР;
– обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников по преодолению у ребенка ЗПР;
– повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР.
Контингент воспитанников группы ЗПР В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению.
Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.
При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:
• создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
• профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Диагностико-консулыпативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка.
Главная цель диагностики – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностики для коррекции педагогического процесса.
В начале учебного года специальное время отводится для комплексного всестороннего диагностического обследования вновь принятых детей, и детей группы второго года обучения (сентябрь месяц). В процессе обследования выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения. Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т.е. темп «прохождения» программы может быть разным. Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.
На втором этапе (первые две недели января) выявляются особенности динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. На третьем этапе (две последние недели апреля) определяется характер динамики, оценивается результативность работы, а также составляется прогноз дальнейшего развития и обозначается дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
В конце учебного года учителем-дефектологом проводится качественное диагностирование знаний, умений, навыков усвоения ООП МБДОУ. В обследовании детей активное участие принимает также воспитатель, который выявляет уровень освоения программы по изобразительной деятельности, конструированию, игре на основе требований ООП ДОУ.
Коррекционно-развивающее направление — предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, учителя - логопеда, педагога - психолога и других специалистов образовательного учреждения.
Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихя дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми.