Коррекционная работа в условиях логопункта
Работа учителя – логопеда заключается в максимальной коррекции речевых отклонений: определение структуры и степенивыраженного дефекта, постановка и автоматизация звуков, профилактика нарушений письменной речи, оказание консультативной помощи родителям, методическая помощь работникам ДОУ. Учитель- логопед осуществляет диагностико – профилактическую работу с детьми в ДОУ по двум направлениям: плановое профилактическое обследование, коррекция речевого развития воспитанников, а также по решению Психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ (по заявкам педагогов, родителей, специалистов), что позволяет своевременно оказывать квалифицированную помощь детям в устранении дефекта.
На логопедическом пункте в своей работе учитель-логопед применяет игровые технологии, метод кинезиологической коррекции речевых и неречевых процессов, комплекс упражнений биоэнергопластики с целью активизации интеллектуальной деятельности детей.
Такое комплексное влияние делает коррекционный процесс не только более продуктивным, но и интересным, а это в свою очередь создает благоприятную мотивацию у детей. Поэтому выпускники подготовительных к школе из детского сада уходят с нормой речевого развития и продолжают обучение в гимназиях, лицеях нашего города. Коррекционно-воспитательная работа ориентирована на психическое здоровье ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Коррекционная работа в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи.
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа коррекционной работы в группе компенсирующей направленности 5-6 и 6-7 лет (ОНР I - II уровня, ОНР III уровня, ОНР IV уровня, стертая форма дизартрии) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
В связи с этим логопедическая работа с детьми ОНР направлена на решение задач:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
4. Развитие навыков связной речи.
Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач.
1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушением речи;
2.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушением речи.
3.Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы с ребёнком с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;
4.Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
5.Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6.Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ОНР с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекции недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников группы компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет, реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II , второй год обучения) и перспективному плану логопеда. (внедрение новых программ Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, Г.А. Ванюхиной, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, и др.). В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах образовательных областей: познание, коммуникация, социализация и др., в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.
Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.