«Круг детского чтения»
Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения, отражающими читательские потребности, идеалы и идеи.
Круг детского чтения (КДЧ)- это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети.
Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствует его мировидению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находиться ответ на вопрос.
В круг детского чтения входит фольклор, детская литература; книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).
Особенно быстро меняется круг чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и принималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Так, небылицы-перевертыши для двух - трехлетнего-игра звуков, интонаций; для четырех-пятилетнего – игра ума, а семилетнего, как правило, они уже не увлекают.
Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности.
Младшие дошкольники воспринимают детскую книгу эмоционально. Не имея ни большого объёма памяти, чтобы запомнить все нюансы текста, ни достаточного жизненного опыта, они пока еще не способны настолько вживаться в текст, но и в том, и в другом случае чувство не только предшествует пониманию происходящего в произведении, но порою надолго, до самого взросления является определяющим для постоянного возвращения человека к прочитанному в детстве. Так жить с книгой может только ребенок. Такая сила фантазии и яркость воображения может быть только в его возрасте.
Восприятие – процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда и вытекает потребность ребенка и стремление автора создать для ребенка особые тексты, где образ получает графическое воплощение.
Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, надо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то, например, обещанной после чтения прогулки, игры, награды, сладостей и т.д. Не стоит постоянно читать одну и ту же книгу, произведения одного и того жанра (например, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи. Выбирать лучше те тексты, языковая основа которых доступна маленькому слушателю, а содержание интересно. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь нельзя читать произведения, будоражащие его психику.
Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.
Литература для чтения в семье.
Четвертый год жизни ребенка.
Абрамцева Н. А я кто?
Аким Я. Стихи.
Бианки В. Первая охота.
Бокова Т. Стихи для детского сада.
Житков Б.Что я видел.
Зощенко М. Глупая история.
Козлов С. Ежик в тумане: цикл сказок.
Лаврентьева Е. Ищем няню поросенку.
Махотин С. Стихи.
Пантелеев Л. Карусели.
Перро Ш. Красная шапочка. – Шварц Е. Красная Шапочка: пьеса-сказка.
Пришвин М. Лисичкин хлеб.
Прокофьева С. Машины сказки.
Пушкин А. Сказка о царе Салтане…
Сапгир Г. Приключения железного колпачка. Кубарик и Томатик: математика для малышей.
Усачев А. Стихи.
Хармс Д. Стихи.
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса.
Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». Глупый мальчишка.
Используемая литература:
1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению – М.: Линка –Пресс, 2003 г.
2. Кабачек О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков. – М.: РГДБ. 1991.
3. Кабачек О.Л. Как они читают: заметки библиотечного психолога. - Обруч, 1998, №
Интернет-ресурсы. |