«Элементы ментальной арифметики в образовательно деятельности дошкольников». Учитель-дефектолог Аксенова О. В.
Что такое ментальная арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Чем больше мы тренируем мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, станет простым и понятным.
В основе программы ментальной арифметики лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет- абакуса или соробана. По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там дети учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логический вопрос: неужели система и вправду волшебная
С помощью ментальной арифметики дети (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запоминать цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Таким образом, ментальная арифметика- это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.
Главными задачами ментальной арифметики являются:
- развитие творческих способностей;
- убирает рассеянность и невнимательность;
- развивает визуально-пространственное мышление;
- тренирует память (в том числе и зрительную);
- развивает нематематические навыки.
Развитие креативности у детей- одна из целей процесса воспитания. Сначала мы с детьми выполняем вычисления на абакусе. Позже начинаем считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается. Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Занятия развивают воображение, то есть способность деятельно представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. У детей проявляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности. Развитие креативности дошкольников очень важно. Креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни.
Способность ребенка погрузиться целиком в познавательный процесс, направить все свои мысли и настроить восприятие на усвоение темы, называется внимание. У маленьких детей в дошкольном возрасте пока не развито осознанное качество. Внимание- это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.
С раннего возраста у ребенка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности. Пространственное мышление у детей- это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создается пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет.
Предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, знания развивают очень полезные социальные навыки- умение достигнут результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, позволит в будущем добиться высоких результатов
|