«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений». Стрижакова Н. А., педагог – психолог.
Выбранное мною направление для использования в профессиональной деятельности, не явилось случайным, это результат анализа практической деятельности в области психического и интеллектуального развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную и целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Поэтому главной задачей для подготовки мозга ребенка к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.
Неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают графические упражнения.
Развитие координации движений ребенка создает предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Графические упражнения - это определенные привычные движения пишущей и рисующей руки изображать знаки и их соединения.
К графическим упражнениям относятся: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления, саморегуляции
Под влиянием графических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга
Проведя мониторинг в начале учебного года, я столкнулась с проблемой, недостаточного развития графомоторных навыков, что является одним из показателей развития межполушарных связей. Дети быстро уставали, снижалась их работоспособность. Движения детей были неуклюжими, неточными, некоординированными.
Детский нейропсихолог Мазина В.Д. предлагает следующие упражнения:
- двуручное рисование линейных узоров;
- двуручное рисование фигур.
Начинать выполнять упражнения нужно не на листе бумаги, а на вертикальной поверхности, например, на доске. Сначала узоры и фигуры рисуются каждой рукой поочередно, а затем двумя руками одновременно.
Двуручное рисование линейных узоров
Основная программа состоит из 4 этапов. Направление движений рук:
- слева направо
- справа налево
- от краев в центр
- из центра в противоположные стороны.
Отрабатывать каждый узор необходимо ежедневно в течение 3-7 дней.
В работе я придерживалась следующих принципов:
1. индивидуализация темпа обучения;
2. систематический контроль автоматизации навыков;
3. соблюдение принципа последовательности, наглядности и этапности в освоении материала.
Детям давались задания индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось:
-выполнить штриховку,
-обвести рисунок по пунктирной линии,
-раскрасить узор,
-нарисовать вторую половину рисунка по клеточкам, зеркально первой.
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы движения детей были неуклюжими, неточными, некоординированными. При выполнении штриховки линии не были параллельными, расстояние между ними не соблюдалось, быстро забывалась инструкция о направлении штриховки. При выполнении рисунка по точкам часто менялось направление линии, дети начинали крутить листок или сами начинали менять положение тела. Раскрашивая рисунок, дети выходили за линии контура, не могли красить в одном направлении, оставляли много места нераскрашенным. Нарисовать вторую половинку рисунка по клеточкам, зеркально первой без ошибок не удалось никому. При выполнении заданий дети были напряжены, быстро утомлялись и их работоспособность резко снижалась. Детям было сложно держать в голове инструкцию, воспроизводить последовательность, сосредоточиться на звуке или задании.
Заключительная диагностика показала, что за время проделанной работы у детей закрепились навыки, появились новые умения. Движения приобрели точность, синхронность, спало напряжение при их выполнении. Снизился уровень неловкости и пропала неуклюжесть. Все это способствовало повышению уверенности в себе у детей, снижению тревожности и страха, что он не справится с заданием (что часто наблюдалось на первых этапах работы). Повысился уровень развития как общей моторики, так и мелкой.
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Также рекомендую выполнять эти упражнения и взрослым: это поможет вам восстанавливать работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал, формировать уверенность при публичных выступлениях, развивать более ясное и позитивное мышление.
Список литературы
- Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений. -М.: Школьная пресса, 2018
- Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2019
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2001
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. -Ростов н/Д.: Феникс, 2019
|