Не говорите глупостей!
Давайте будем реалистами!
Перестаньте сочинять! Это лишнее!
Делайте, как все люди!
Потише!
Серьезнее!
Не смейтесь!
Как часто такие слова, произнесенные значимыми людьми, надолго оставляли вас в недоумении, лишали способности двигаться дальше, лишали вас творчества. А что такое творчество – это процесс свободного самовыражения, это рост личности. «Не говорите глупостей!». С чьей точки зрения глупость? Угроза внешнего оценивания и критических суждений рождает в людях страх делать ошибки и, как решение данной проблемы, такие люди не делают ничего, стоят на месте. И проживают свою жизнь, так и не став великими.
Вы посмотрите, как меняется окружающая действительность – как курс доллара, прямо на глазах. Мир, в котором мы живем в настоящее время, требует от нас спонтанных решений, выдвижения идей – новых, оригинальных, часто не понятных окружающим, но единственно верных и порой спасительных для нас. Смелость преодолеть мыслительные шаблоны и ограничения вознаграждается чувством удовлетворенности. Вы приобретаете мудрость. Напротив, следуя стереотипу, вы печально подстраиваетесь под заурядное большинство. Вы будете выглядеть как все, но «с вами ничего не случится и ваша жизнь так и не начнется».
В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления у детей. Рекомендуется обращать внимание на такие способности, как беглость – умение быстро генерировать поток идей, гибкость – способность рассматривать проблему с разных точек зрения, оригинальность – способность придумывать уникальные, необычные вещи, и, наконец, способность к детальной разработке – развивать, приукрашивать какие-либо идеи, рисунки. Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом. Учеными доказано, что «высокотворческие» люди имеют интеллект выше среднего. Кроме того, занятия творчеством гармонизируют эмоциональную жизнь ребенка, корректируют его поведение, помогая социализироваться в обществе. Что бы это ни было – слово, образ, идея – творчество, как вспышка способно освещать мир ребенка.
В творческих упражнениях не бывает «неправильных» ответов. «Правильно-неправильно». Разве можно оценить по этой системе, когда, например, кто-то рисует на тему: «Что делает меня счастливым?» – все его ответы естественно правильные. Самый эффективный способ развивать себя – это максимально снизить внешнее, формальное оценивание, которого чересчур много в учебно-воспитательной процессе, и направить человека в русло самооценивания. Только таким образом можно научиться находить недостатки в своих произведениях, вносить коррективы в деятельность, быть самостоятельной, развитой личностью. Ведь именно таким хотелось бы себя видеть, не правда ли?
Безусловно, развитием творческого мышления нельзя заниматься время от времени. Как и в любом деле, здесь важна система, причем наилучшее решение этой проблемы – записаться в кружки, развивающие творчество. Природа творчества требует, чтобы мы могли свободно выражать свои мысли и идеи в теплой дружеской атмосфере. Такой социально-психологический климат, со своими идеями, смехом, весельем, спонтанным и импульсивным поведением под силу создать людям увлеченным. Занятия творчеством полезны и приятны, и конечно принесут радость в ваш дом. Не теряйте время. Успехов вам!
Подготовила педагог-психолог МБДОУ №78 Петрова С.В. |