Метод проектов в дошкольном образовании
В первой четверти 20-го века американский педагог Уильям Килпэтрик, ученик и последователь Джона Дьюи, разработал особый метод работы с детьми, позволивший индивидуализировать работу с учениками и выстраивать учебный процесс, исходя из их интересов. Пафос метода заключался в том, чтобы приблизить обучение к жизни, сделать содержанием обучения решение реальных жизненных проблем детей или поиск ответов на интересующие их вопросы. Дети накапливали знания и умения в процессе практической деятельности.
Килпэтрик подчеркивал критическую важность разрешения детям самим выбирать, планировать и реализовывать собственные проекты.
Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и еще труднее оценивать. Поэтому популярность этого метода в нашей стране сменилась забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился. Сегодня метод проектов очень популярен среди педагогов-инноваторов, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях.
Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенное занятие или урок, в процессе которого требуется усвоить некоторый объем заданной информации.
Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.
Метод проектов учит принимать цель, выбирать средства и способы ее достижения, самому отыскивать информацию, наблюдать и анализировать действия и их результаты, обращаться за советом и поддержкой или рассчитывать свои силы, т.е. включает весь спектр интеллектуально-творческих действий.
Работа в проекте
Дать свободу в проектной (исследовательской, практической, творческой) деятельности не означает предоставление «карт-бланша». Границы возможностей и высокие ожидания устанавливаются и поддерживаются взрослыми и самими детьми. Для этого идеи (темы проекта, виды и формы работы), цели, действия и результаты всегда обсуждаются. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, как они сами хотят распорядиться своим днем, какой видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов сам справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих идеях вперед, лидирует, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими.
Таким образом:
- метод проектов ориентирует весь учебный процесс на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию;
- метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование (то, что вносят дети, следуя своим интересам; то, что раньше формулировалось как цели – самостоятельность, рефлексивность, инициативность), развивать мыслительную и познавательную деятельности, усиливать и более того менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска: знания и способности приобретаются в момент и вследствие наивысшей заинтересованности в их получении.
Потому что:
- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;
- проекты не привязаны к содержанию программ и методических пособий;
- каждый участник работает в своем ритме;
- каждый участник использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт;
-каждый учится, используя свой стиль познания;
- все учатся у всех;
- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.
Результаты обучения на проектной основе
Самый важный результат обучения на проектной основе – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Дети развивают свой собственный характер естественным способом.
Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.
Проекты учат верить в свои силы.
Проекты позволяют использовать знания, умения, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.
Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем, занимать творческую позицию.
Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости, - советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.
( По материалам Л.Леменг )
Реализации принципа интеграции содержания способствует также и проектная форма организации обучения. Результатом деятельности по проекту будет конкретный продукт: коллекция, постройка, альбом, выставка и пр. Для его реализации предполагается более длительное время. Эти характерные черты будут отличать проект от интегрированного занятия.
Проекты могут быть:
• Исследовательскими («Какие бывают книги?», «Путешествие в прошлое одежды»);
• Творческими (сочинение сказки, составление альбома, рисование мультфильма, оформление зала к празднику и пр.);
• Игровыми (когда дети проживают ситуацию в роли литературных героев, исторических персонажей);
• Информационными (направленными на сбор, анализ, обобщение информации («Едем, плаваем, летаем», «Из чего деланы разные предметы», сбор коллекции определенных вещей) и др.
Проектный метод имеет большой потенциал в решении задач развития познавательной активности и самостоятельности детей, приобретении навыков общения.
Интегрированное содержание дошкольного образования может выступать в качестве одного из условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает его системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.
Для реализации принципа интеграции необходимо, чтобы воспитатель ставил перед собой цель: развитие личности ребенка (способность оценить уровень развития каждого ребенка на определенный момент, наметить траекторию дальнейшего развития, подобрать оптимальную и эффективную технологию, предвидеть ее результат). На такой уровень работы способен педагог, знающий возрастные особенности детей, программу как вектор развития, владеющий разнообразными технологиями и методами обучения. Только при этом условии он сможет сознательно и профессионально проектировать свою деятельность, обеспечивая задачу развития детей.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завешенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
- «Игра-путешествие в подводное царство»;
- сюжетно-ролевая игра «Театр»;
- игра «Строим город будущего»;
- «Путешествие в древний мир»;
- «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
- осенний (весенний, зимний) вернисаж;
- музыкальная сказка (по выбору);
- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
- «Веселая ярмарка»;
- создание фильмотеки рисованных диафильмов;
- фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные:
- журнал «Почемучка»;
- «Путешествие в Царство Математики»;
- КВН;
- конкурс «Моя родословная»;
- музей народной культуры;
- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практиче-ской деятельности;
6) работа над частями проекта, коррекция;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:
- «Путешествие в подводное царство»;
- «Путешествие на Луну»;
- «Гомеопатическая аптека»;
- «Зоологический магазин»;
- «Зоопарк» и т.д.
На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
По материалам И.В.Штанько |