Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        "Детский сад № 78 "Василек"

Поиск по сайту
Соответствие сайта законодательству РФ
Сведения об образовательной организации
Категории
Полезные ссылки
Госуслуги Независимая оценка качества оказания госуслуг сайт BUS.GOV.RU Официальный сайт города Норильска Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Красноярского Края Российской Федерации Год семьи
Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 278

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации педагога-психолога

Метод проектов в дошкольном образовании. Подготовила Бугримова Е.А.

 

Метод проектов в дошкольном образовании

            В первой четверти 20-го века американский педагог Уильям Килпэтрик, ученик и последователь Джона Дьюи,  разработал особый метод работы с детьми, позволивший индивидуализировать работу с учениками и выстраивать учебный процесс, исходя из их интересов. Пафос метода заключался в том, чтобы приблизить обучение к жизни, сделать содержанием обучения решение реальных жизненных проблем детей или поиск ответов на интересующие их вопросы. Дети накапливали знания и умения в процессе практической деятельности.

            Килпэтрик подчеркивал критическую важность разрешения детям самим выбирать, планировать и реализовывать собственные проекты.

            Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и еще труднее оценивать. Поэтому популярность этого метода в нашей стране сменилась забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился. Сегодня метод проектов очень популярен среди педагогов-инноваторов, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях.

            Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенное занятие или урок, в процессе которого требуется усвоить некоторый объем заданной информации.

            Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.

               Метод проектов учит принимать цель, выбирать средства и способы ее достижения, самому отыскивать информацию, наблюдать и анализировать действия и их результаты, обращаться за советом и поддержкой или рассчитывать свои силы, т.е. включает весь спектр интеллектуально-творческих действий.

Работа в проекте

            Дать свободу в проектной (исследовательской, практической, творческой) деятельности не означает предоставление «карт-бланша». Границы возможностей и высокие ожидания устанавливаются и поддерживаются взрослыми и самими детьми. Для этого идеи (темы проекта, виды и формы работы), цели, действия и результаты всегда обсуждаются. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, как они сами хотят распорядиться своим днем, какой видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов сам справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих идеях вперед, лидирует, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими.

   Таким образом:

- метод проектов ориентирует весь учебный процесс на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию;

- метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование (то, что вносят дети, следуя своим интересам; то, что раньше формулировалось как цели – самостоятельность, рефлексивность, инициативность), развивать мыслительную и познавательную деятельности, усиливать и более того менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска: знания и способности приобретаются в момент и вследствие наивысшей заинтересованности в их получении.

   Потому что:

- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;

- проекты не привязаны к содержанию программ и методических пособий;

- каждый участник работает в своем ритме;

- каждый участник использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт;

-каждый учится, используя свой стиль познания;

- все учатся у всех;

- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.

Результаты обучения на проектной основе

            Самый важный результат обучения на проектной основе – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

            Дети развивают свой собственный характер естественным способом.

            Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

            Проекты учат верить в свои силы.

            Проекты позволяют использовать знания, умения, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.

            Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем, занимать творческую позицию.

            Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости, - советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

            Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

( По материалам Л.Леменг )

            Реализации принципа интеграции содержания способствует также и проектная форма организации обучения. Результатом деятельности по проекту будет конкретный продукт: коллекция, постройка, альбом, выставка и пр. Для его реализации предполагается более длительное время. Эти характерные черты будут отличать проект от интегрированного занятия.

Проекты могут быть:

•          Исследовательскими  («Какие бывают книги?», «Путешествие в прошлое одежды»);

•          Творческими (сочинение сказки, составление альбома, рисование мультфильма, оформление зала к празднику и пр.);

•          Игровыми (когда дети проживают ситуацию в роли литературных героев, исторических персонажей);

•          Информационными (направленными на сбор, анализ, обобщение информации («Едем, плаваем, летаем», «Из чего деланы разные предметы», сбор коллекции определенных вещей) и др.

   Проектный метод имеет большой потенциал в решении задач развития познавательной активности и самостоятельности детей, приобретении навыков общения.

 Интегрированное содержание дошкольного образования может выступать в качестве одного из условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает его системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.

    Для реализации принципа интеграции необходимо, чтобы воспитатель ставил перед собой цель: развитие личности ребенка (способность оценить уровень развития каждого ребенка на определенный момент, наметить траекторию дальнейшего развития, подобрать оптимальную и эффективную технологию, предвидеть ее результат). На такой уровень работы способен педагог, знающий возрастные особенности детей, программу как вектор развития, владеющий разнообразными технологиями и методами обучения. Только при этом условии он сможет сознательно и профессионально проектировать свою деятельность, обеспечивая задачу развития детей.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завешенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

  • «Игра-путешествие в подводное царство»;
  • сюжетно-ролевая игра «Театр»;
  • игра «Строим город будущего»;
  • «Путешествие в древний мир»;
  • «Строим сказочный снежный городок».

Творческие:

  • осенний (весенний, зимний) вернисаж;
  • музыкальная сказка (по выбору);
  • настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
  • «Веселая ярмарка»;
  • создание фильмотеки рисованных диафильмов;
  • фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:

  • журнал «Почемучка»;
  • «Путешествие в Царство Математики»;
  • КВН;
  • конкурс «Моя родословная»;
  • музей народной культуры;
  • «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

   По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1)         постановка цели;

2)         поиск формы реализации проекта;

3)         разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4)         организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5)         определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами,  родителями и детьми) творческой, поисковой и практиче-ской деятельности;

6) работа над частями проекта, коррекция;

7)         коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:

  • «Путешествие в подводное царство»;
  • «Путешествие на Луну»;
  • «Гомеопатическая аптека»;
  • «Зоологический магазин»;
  • «Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

   Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

       По материалам И.В.Штанько

Категория: Консультации педагога-психолога | Добавил: vasilek78 (21.11.2019)
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: