Деятельность учителя – логопеда по организации образовательного процесса в детском саду очень разнообразна. Учитель – логопед Елена Николаевна Германовичене предложила педагогам отработать раздел формирования грамматической стороны речи в форме деловой игры «Знатоки речи». Знаем ли мы русский язык? «Странный вопрос» - , скажете вы.
Ведь говорить на русском языке для нас так же естественно, как дышать. Наша речь сама льется, без всяких на то усилий с нашей стороны. Одна из важнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отображать разнообразные связи между предметами и явлениями. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но это не происходит.
Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Грамматика, по словам К.Д Ушинского, - логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое – то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, упражнения, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, настолько ребенок будет подражать речи взрослого. Использование игровых ситуаций наиболее зримо имитирует педагогический процесс и так лучше усвоить тему. На деловой игре педагоги назвали основные задачи развития речи, ответили на сложные вопросы. Например, почему овладение полноценной речью необходимо именно в дошкольном возрасте? На каком году жизни значительно возрастает количество грамматических ошибок и почему? На теоретические вопросы ответили все участники. Затем в «Блиц – турнире» блистали педагог-психолог Светлана Викторовна, педагоги Елена Олеговна, Татьяна Владимировна, Татьяна Анатольевна, Елена Валерьевна, Наталья Геннадьевна. В конкурсе капитанов «Блеф – клуб» выиграла капитан команды « Перевертыши» Елена Олеговна Качанова. Не хватило одного балла для победы команде «Грамотейка». |