ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА:
ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ
Е.Н. Германовичене
Учитель – логопед высшей категории
Федеральный государственный стандарт направлен на создание условий развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В своей работе я использую авторское методическое пособие «Звуковой замок», в котором представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для формирования осознанного произношения звуков у детей с использованием инновационных технологий – пластилинотерапии, моделирования.
Актуальность данного пособия заключается в том, что каждый ребенок лично включается в образовательный процесс, создает и применяет самостоятельно изготовленные зрительные опоры.
«Звуковой замок» позволяет формировать осознанное произношение звуков, мотивировать детей и повышать результативность коррекционной работы. На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений.
Задания детям сообщают два эльфа, у которых на теле расположены конверты. В конвертах письменная инструкция с планом работы каждого ребенка. В мастерской учителя – логопеда для полноценного ознакомления с язычком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина. Созданный руками ребенка язычок служит наглядной опорой для речевых упражнений, коррекции звукопроизношения, формирования связной речи.
Чтобы было понятно, как используется в коррекционной работе «Звуковой замок» я расскажу, как оно создавалось. Например, для группы свистящих.
Данное пособие представляет собой замок. В нем окошки:
- объемные губы;
- объемный язычок;
- трейнер – модель для выработки воздушной струи;
- игрушка – символ звука.
При произнесении звука [с] первым артикуляционным признаком являются губы, вытянутые в улыбку; расстояние между зубами 1 мм. Модель «Объемные губы» выполняется из пластилина розового цвета. Дети энергично, с усилием разминают пластилин в руках, сравнивая его с «непослушным» спастичным язычком. Катают шарик. Из него изготавливают цилиндрический жгут длиной 12- 14 см и соединяют два конца, получая кольцо. Из объемного кольца получают горизонтальный овал и выделяют уголки губ. Затем моделируют форму верхней губы. Сравнивают модель с рисунком «губы в улыбке». Помещают объемную модель в первое окошко «Звукового замка».
Вторым артикуляционным признаком является язык – «горка».
Этапы работы по изготовлению модели «Объемный язычок»:
- размять пластилин в руках;
- изготовить ровный гладкий шарик;
- приподнять большим пальцем;
- оформить боковые края;
- обозначить на модели желобок;
- сравнить модель с рисунком «Детская горка»;
- поместить объемную модель во второе окошко «Звукового замка».
Третьим артикуляционным признаком является характер воздушной струи. Изготавливается трейнер - бумажная модель: представляет собой полую конструкцию, состоящую из двух частей:
- нижняя часть модели – это бумажная деталь белого цвета, которая повторяет форму челюсти ребенка; по ней по ободку намечены черточками зубы;
- верхняя часть модели – бумажная деталь розового цвета, которая повторяет форму язычка согласно артикуляционным признакам звуков. Соответственно, используя модель, необходимо учитывать месторасположение язычка: если он находится за нижними зубами, держать объемную модель вверх розовой частью; если заверхними - держать объемную модель розовой частью вниз. К язычку крепится нитка для вязания или полоска бумажной салфетки: розового цвета - теплая воздушная струя, или голубого - холодная. Изготовленную модель помещают в третье окошко.
Четвертое окошко занимает игрушка свистулька – кот Саня, или ситуативный заместитель, который издает звук или может соотноситься с данным звуком.
Пластилинотерапия как элемент подготовительной работы для постановки звуков способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, дети стимулируют рецепторные зоны кистей обеих рук. Используется обычный детский пластилин. Считается, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками. Созданная модель способствует становлению речи, подготавливает кисти рук, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии. Для полноценного ознакомления с языком привлекаются двигательные анализаторы (нужно дать ребенку потрогать, пощупать, обвести пальцами контуры предмета). Бумажную модель - трейнер изготавливают совместно с ребенком. По аналогии изготавливаются замки для других групп звуков.
Самодельное пособие «Звуковой замок» вызывает массу положительных эмоций, занятия проходят с высокой мотивацией и результативность коррекционной работы значительно возрастает.
Литература:
-М.А. Ежова, И.В. Гусаковская, Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Бионергопластика.- Волгоград, издательство «Учитель»;
- Хамезова Н.Б. Лепка в детском саду.- М.: Просвещение , 1978г |