Пальцы – «естественные», природные счеты, подаренные человеку. Древний человек очень активно их использовал, создавая «основы» математики. Да и римские цифры, говорят, - это образы пальцев.
В работе с детьми можно использовать различные пальчиковые игры, помогающие детям освоить не только количественный счет, но и, к примеру, состав числа и сравнение чисел.
Излишне говорить, что при этом решается и задача развития мелкой моторики.
В пальчиковые арифметические игры можно играть и в группе, на занятиях, и на прогулке, со всеми детьми одновременно, с небольшой группой детей, с одним ребенком, дома и в логопедическом кабинете.
Эти игры пригодятся и воспитателю, и специалистам, и родителям.
«Запретное число»
Играющие встают перед ведущим или усаживаются перед ним на ковре.
Ведущий называет какое – нибудь «запретное» число в пределах первого десятка.
Например, число 4. После этого ведущий вразбивку называет разные числа от 0 до 10, а дети в ответ показывают названное число на пальцах. Если ведущий назовет запретное число, то есть 4, надо молча спрятать руки за спину.
«Две руки – одно число»
Ведущий называет какое- нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках.
Собственно задача играющих – представить число в виде суммы слагаемых. Но об этом можно детям и не говорить.
Эту игру можно проводить в виде парных состязаний.
Состязаются два игрока (остальные наблюдают). Сначала играющие тянут жребий, по которому определяют, кто делает первый ход, или решают это с помощью считалочки, и становятся друг против друга.
Ведущий называет число 3. Тот игрок, которому выпал первый ход, «набирает» это число на пальцах двух рук: к примеру, два пальца – на правой руке и один палец – на левой руке.
Другой играющий должен набрать число «по – своему», не повторяя уже созданной «композиции».
«Композиция» считается новой, если он покажет два пальца на левой руке и один на правой, или использует другие пальцы.
Понятно, что, чем больше число, тем больше вариантов есть у игроков.
Тот, кто замешкался или повторил уже использованную композицию, считается проигравшим, и на его место заступает другой игрок.
С новым числом меняется порядок «выступлений» игроков: тот, кто перед этим ходил первым, теперь ходит вторым. Затем – наоборот.
«Покажи соседа»
В игре участвуют трое детей и ведущий. Трое детей встают перед ведущим.
Ведущий называет число в пределах десятка. Ребенок в центре показывает это число на пальцах.
Ребенок, стоящий справа от него, должен показать число, на единицу больше названного. Ребенок, стоящий слева,- число, на единицу меньше названного.
Сначала ведущий перед формированием команды каждый раз проговаривает условия поведения «соседей числа» справа и слева. Но со временем дети должны усвоить эту закономерность: числовой ряд выстраивается слева направо.
Более сложный вариант игры – в кругу.
Все встают в круг, ведущий стоит центре. Он быстро поворачивается, оглядывая детей, указывает на кого – то и говорит: «Три!» Ребенок, на которого указали, «набирает» на пальцах число «три» и держит руку на уровне груди. Его сосед справа называет число на единицу больше, набирает это число на правой руке и вытягивает ее вверх. А сосед слева приседает на корточки и называет число на единицу меньше, одновременно показывая число на пальцах.
Если все трое играющих сыграли правильно, ведущий поворачивается и указывает на другого ребенка. Если же кто - то допустил ошибку, он вылетает из круга.
|