Какой ребенок не любит строить из кубиков? Но, кроме кубиков из магазина игрушек – деревянных или пластмассовых, есть и другие. Любые предметы, имеющие прямоугольную форму, могут служить кубиками, утверждаю я.
Вот идеи из моей домашней игротеки.
«Сладкие кубики»
Взять хотя бы кусочки сахара. В коробке 180 кусочков! Строй – не хочу!
Конечно, из таких кубиков нельзя строить на полу. Постройки из сахара возводят на разделочной доске или подносе (и непременно чистыми руками) в преддверии, какого – нибудь детского или семейного праздника. Архитектурное сооружение выставляется на столе, накрытом к чаю.
«Резиновые кубики»
А вот резиновые ластики или поролоновые губки – другое дело.
Из ластиков можно строить на столе самые невероятные вещи. Из двухцветных ластиков можно складывать узоры наподобие мозаики. А можно возводить объемные постройки – различные пирамиды и башни.
В отличие от привычных игрушечных кубиков ластики гораздо меньше по размеру, поэтому требуют особой ловкости пальцев.
Вместо кубиков – губки
Губки используют в работе с детьми помладше. Достаточное количество губок разного цвета позволяет возводить целые архитектурные ансамбли.
Губки можно использовать для закрепления названий цветов. И не только таких, как «зеленый», «желтый», «красный», но и более сложных – изумрудный, рубиновый, янтарный.
Взять, к примеру, известную вашим детям сказочную повесть Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».
На каком – нибудь занятии можно предложить им вспомнить сюжет книжки. А потом предложить построить из губок не только изумрудный, но и рубиновый, и янтарный город.
Строительство может быть организовано в виде соревнования.
«Строим из губок на скорость»
Соревнуются три – четыре пары (или тройки) детей. Каждая пара получает задание возвести стену (пирамиду, дом, башню) из кубиков определенного цвета.
Губки разных цветов вперемешку раскладывают по какой – нибудь поверхности.
По сигналу ведущего дети бегут к губкам, отбирают губки нужного им цвета и в определенном месте, обозначенным обручем (шнуром), или на маленьком столике возводят постройку из кубиков.
Можно осложнить игру эстафетным элементом: пары выстраиваются на линии старта, по сигналу ведущего к губкам бежит только один игрок мини – команды, и за один забег можно принести к месту строительства только одну губку, а затем вернуться на линию старта и передать эстафету следующему игроку.
В этом случае детям должно быть известно, что нужно «добыть» определенное количество губок – пять, шесть, семь и т.д.
Новые названия цветов
При использовании губок для игр и строительства появляется возможность объяснить, что названия некоторых цветов ведут свое происхождение от природных явлений. Янтарь – это ценный поделочный материал. Получился он из застывшей много тысячелетий назад смолы хвойных деревьев. Цвет янтаря напоминает желтый, но отличается прозрачностью. От слова «янтарь» происходит название цвета «янтарный».
В качестве «домашнего» задания можно предлагаю детям вместе с родителями вспомнить названия других цветов, образованных похожим образом.
|