Недостаточно развитая связная речь наблюдается не только у детей с нарушениями речи. Даже ребенок, не имеющий речевой патологии, может говорить короткими предложениями, делать длительные паузы, испытывать психологические проблемы, да и просто, не любить выступать.
Развитие связной речи имеет огромное значения для ребенка дошкольного возраста: определяет готовность ребёнка к школе, организует общение, творчество, саморазвитие.
От уровня развития связной речи будет зависит и успеваемость будущего ученика: его ответы, рассказы и пересказы у доски, написание изложений и сочинений.
Если ребенок испытывает трудности в составлении рассказов и пересказов начинать заниматься с ним нужно, используя пересказы с максимальной наглядной опорой.
Попросите ребенка во время составления постройки из кубиков, рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь и пр.
Например:
Что ты берёшь?
Какой это кубик (арка, брусок и пр.)?
Какой он по размеру? По цвету? По величине?
На что ты ставишь кубик?
Будет кубик стоять? Почему он не упадёт?
Какие детали внизу, а какие наверху?
Что ты поставил сначала, а что потом?
Чуть сложнее будет ребенку, если вы попросите рассказать его о том, что он видит из окна
Например. Расскажи :
• Как Вова скатился с ледяной горы
• Как дети лепят снеговика
• Как старушка поливает свой цветник
• Как две машины не могут разъехаться
• Как рабочие обрезают тополя
• Как девочки играют в классики
При обучении детей пересказу удобно разыгрывать сказки с помощью маленьких игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов). Расскажите ребенку сказку, разыгрывая перед ним мини- представления с помощью игрушек и попросите пересказать.
Если ребенок успешно справляется с предложенными заданиями, можно предложить ему более сложное задание. Например, спросите, кому из сказочных персонажей свойственна доброта, жадность, мечтательность и т.д.
Интересной формой работы является составление рассказа с помощью предмета.
Например, покажите ребенку шишку и расскажите, что ее нашла Дюймовочка, попросите придумать , что она сделала с этим предметом (нарядила ее, как елку, сделала из нее вешалку для одежды и т.д.)
Или расскажите малышу, что в лесной школе учились зверята, у которых были разные прозвища: «Куница- обидеть мастерица», «Барсук- чуть что за сук» , «Зайка- зазнайка» и попросите эти прозвища объяснить.
Предложите ребенку подумать, как измениться знакомая сказка, если там окажутся новые, не знакомые ребенку предметы- например сотовый телефон у Красной шапочки или роликовые коньки у Буратино.
Сказки с заменой действующих лиц –прекрасный способ развития связной речи и творческого мышления. Почитайте ребенку сказки «Три поросенка», «Колобок». Поразмышляйте, как измениться сказка, если в ней появятся новые герои - три ежонка вместо трех поросят или снежный колобок, вместо колобка из теста
эти упражнения усилят творческие и речевые возможности вашего ребенка, будут способствовать развитию мышления
(Данный материал составлен на основе методических материалов Т.А. Ткаченко) |