СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА КУХНЕ
Учитель – логопед высшей категории Е.Н. Германовичене
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем учиться играть с детьми …на кухне. «Вот уж неподходящее место для игр»-, скажите вы. А я с вами не соглашусьJ
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно, на кухне.Ведь там много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно уставшая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?
Игра «Вкусные слова»
Мама:- Давай, вспомним «вкусные слова» и представим, что мы угощаем друг друга. Будем называть слова по очереди. Я угощаю тебя мороженым.
Ребенок: - Попробуй сладкий банан.
Предлагаемые варианты игры. Можно точно так же поиграть в «соленые», «горячие», «растительные» слова. В усложненном варианте можно называть слова, которые начинаются на определенный звук.
Игра «Из чего готовим?»
Мама: - Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления.
Ребенок: - Вода, картошка, капуста, помидоры, лук, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло.
Предлагаемые варианты игры. Можно вспомнить слова – названия продуктов, которые лежат в холодильнике, стоят на полке или плите.
Игра «Помощники»
Мама:- Назови одним словом прибор, с помощью которого варят кофе, режут овощи, чистят картофель, мою посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребенок:- Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
Игра «Чепуха»
Мама и ребенок поочередно составляют предложения, допуская смысловые ошибки, затем исправляют их.
Мама:- Сегодня я буду варить пироги.
Ребенок:- Пироги не варят, а пекут. Варить можно овощи, мясо, рыбу, крупу.
Мама: - Будем грызть кашу?
Ребенок: - Кашу не грызут, а едят ложкой. Давай лучше натрем на терке гречневую крупу.
Мама: - На терке можно тереть овощи и фрукты.
Игра «Покупки»
Мама: - Давай вместе выкладывать принесенные из магазина покупки и выполнять различные задания. Скажи, в названии каких продуктов есть звук [р]?
Ребенок: - звук [р] есть в словах кефир, рулет, рыба.
Если ребенок затрудняется с ответом, можно ему помочь, предложив сделать выбор между словами. При этом следует при произнесении выделять искомый звук.(В кар-р-ртошке или капусте? В яблоках или пер-р-р-рсиках? В луке или огур-р-р-цах?)
Мама:-А теперь назови продукты, которые не нужно варить или жарить.
Ребенок:- Яблоки, сыр, хлеб, йогурт.
Мама:- Какие из купленных продуктов ты считаешь самыми вкусными, тяжелыми, легкими, жирными, сладкими?
Ребенок: - Самое вкусное – это мороженое, самое тяжелое – картошка, самое легкое – йогурт, самое жирное – масло, самое сладкое – сахар.
Игра «Раскладываем и пересчитываем»
Мама: - Перемытые ложки, вилки и ножи надо рассортировать и разложить по местам.
Ребенок раскладывает столовые приборы и называет количество предметов каждого вида.
Предлагаемый вариант игры. Ребенок может принять участие в сервировке стола- разложить определенное количество приборов и назвать каждый.
Игра «Охотимся на цифры и буквы»
Мама: - Как ты думаешь, на кухне есть цифры?
Ребенок: - Да, есть. Цифры нарисованы на часах, на плите, на весах, на мерном стакане.
Мама:- Назови эти цифры и скажи, для чего их разместили на разных предметах и кухонных приборах? Что они обозначают? Как помогают хозяйке?
Ребенок:- Цифры на часах показывают время: минуты и часы. Они помогают хозяйке определить, сколько минут готовится блюдо. Цифры на плите показывают температуру. Хозяйка следит, чтобы духовка не нагревалась слишком долго и пирог не сгорел. Цифры на весах помогают узнать, сколько весят продукты. По цифрам на мерном стакане можно узнать, сколько он вмещает жидкости.
Мама:- А есть ли на кухне буквы? Зачем они нужны? Есть ли такие же буквы в твоем имени? Какие еще слова начинаются со звуков, которые обозначены этими буквами?
Ребенок:- Буквы напечатаны на плите, холодильнике, банках с крупой. Буквами записаны названия приборов. Прочитав слова, написанные на банках, можно узнать, что в них находится. В моем имени есть буква А, такая же буква есть на банке с манной крупой. Со звука [а] начинаются слова абрикос, ананас, астра.
подготовила учитель – логопед высшей категории Елена Нколаевна Германовичене
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем учиться играть с детьми …на кухне. «Вот уж неподходящее место для игр»-, скажите вы. А я с вами не соглашусьJ
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно, на кухне.Ведь там много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно уставшая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?
Игра «Кухонные сказки»
Мама:- Давай придумаем сказку или историю про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (темная, неправильной формы)? Что из нее можно приготовить?
Что такого хорошего в играх
- Ребенок узнает, как вы заботитесь о своей семье;
-он учится выполнять важные домашние дела. Начинает понимать значение самых обычных вещей, явлений и домашних событий;
- узнает, что интересной, увлекательной и познавательной может быть любая работа;
-расширяет кругозор и обогащает речь новыми словами;
-вы с ребенком становитесь ближе друг к другу, и у вас появляются новые общие интересы.
|