"Ты" или "Вы"
О речевом этикете дошкольника
Учитель – логопед высшей категории
Е.Н. Германовичене
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно \ в норме \ произносят все звуки родной речи. Ее успешному развитию способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В их помощь им издается методическая литература, различного рода пособия.
Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка – дошкольника не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Не нашла она специального освещения и в литературе по семейному воспитанию. Имеется в виду культуру речевого поведения детей – речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем – либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культуры речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребенка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А.С. Макаренко писал о роли примера взрослого, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – эта самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты, - все это для ребенка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому – то из взрослого окружения.
А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Среди детей \ не только дошкольного возраста \распространено употребление имен собственных в пренебрежительной форме: «Колька», «Анька», «Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом « к ». Но тому, кого так называют, это может быть /и справедливо/ неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо приучить ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли так вы сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя, так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений – «здорово», «чао», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но уж коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.
Приучите ребенка всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех. Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения!
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чем – либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей. «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам. Приучайте, пожалуйста, своих детей с самого раннего возраста выражать благодарность словом «спасибо». К этому малыша начинают приобщать еще до того, как он научится произносить свои первые слова: учат кивать головой в знак благодарности. Так подготавливается благоприятная почва для того, чтобы вскоре после года ребенок мог произнести к месту «спасибо». Однако и старшему дошкольнику приходится порой напоминать об этом. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству \ кроме родителей, бабушки, дедушки – самых близких родных \. Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях «мамка», «папка» - обычное обращения. Выше отмечалось, что ребенок, употребляя существительное, имя собственное в уничижительно – пренебрежительной форме, придаваемой суффиксом « к », не всегда имеет ввиду выразить соответствующее отношение. И все же правильно будет, если он не станет использовать эту форму.
Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребенком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. Сначала малышу объясняют, как надо выразиться в том или ином случае, что надо сказать, и он поступает таким именно образом, выполняя указание взрослого или подражая ему. Постепенно у него вырабатывается привычка, благодаря которой он может поступать в соответствии с правилами речевого этикета задолго до того, как сможет осмыслить их значение. Так, исподволь формируется вежливость в обращении как черта характера. В старшем дошкольном возрасте ребенок проявляет вежливость в своем речевом поведении вполне осмысленно.
Не менее важна и обратная зависимость: речевого поведения от характерологических качеств. Несмотря на взаимосвязь речевого поведения и характера, не всегда можно судить о чертах его характера.
Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской литературы. Беседуя с ним о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей.
Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также и языковое чутье.
|