МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад № 78 "Василек" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Здоровьесбережение Вопросы охраны жизни и здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни являются одними из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения. В детском саду созданы необходимые условия для сохранения здоровья дошкольников. В течение всего периода решались здоровьесберегающие задачи через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в организации воспитательно-образовательного процесса; пропаганду здорового образа жизни; развитие спортивно-оздоровительных мероприятий; создания благоприятного климата в ДОУ; активное применение в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель применения здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие технологии не выделяются сами по себе они являются частью оздоровительное работы. Оздоровительная работа ДОУ – это определенный порядок осуществления оздоровительных мероприятий в разных направлениях деятельности дошкольного учреждения.
Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
*организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
*организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; *организация профилактических мероприятий в детском саду;
*организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
*организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне), воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами детского сада в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Для качественной реализации системы физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия. Имеются спортивный зал и прогулочная веранда, в которых проводятся утренние гимнастики, физкультурные занятия, динамические часы после сна, динамические прогулки при неблагоприятных погодных условиях, физкультурные праздники и развлечения, кружковая (секция по спортивной гимнастике) и индивидуальная работа.
В комплексе проводятся коррегирующие гимнастики для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, близорукости. Для каждой группы разработаны рекомендации по интеграции оздоровительных и физкультурных мероприятий. Согласно этим рекомендациям комплексы дыхательной гимнастики включены в физкультминутки, гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки включены в утренние и вечерние гимнастики, динамические часы. Составлен оптимальный двигательный режим для каждой группы с учётом её специфики и возраста детей в соответствии с требованиями СаНПиН.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается частично педагог - психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты детского сада в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Совершенствованию психофизического здоровья детей способствует применение таких методик как: психогимнастика (М.И.Чистякова), игры и упражнения на эмоциональное развитие (О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаева), упражнения на релаксацию (А.Л.Сиртюк), куклотерапия (И.Медведева, Т.Шишова), телесные танцевальные движения (Н.Калиничева), кинезеологическая гимнастика (А.Л.Сиртюк), логоритмика (М.Ю.Картушина).
Медицинскими работниками, заместителем заведующего учреждением по учебно-воспитательной и методической работе ведется контроль соблюдения режима дня, учебных нагрузок, прогулок, приема пищи, активного отдыха, самостоятельной деятельности. Совместно составляются планы, графики прогулок, проветривания, включения эритемных ламп, получения пищи, занятий в бассейне.
В адаптационный период деятельность ДОУ направлена на обеспечение соответствия домашнего режима ребенка режиму детского сада в воскресные и праздничные дни, особенно в отношении приема пищи и дневного сна, прекращение на 2-3 дня посещения детского сада при выраженных нарушениях эмоционального состояния ребенка, постепенное увеличения времени пребывания ребенка в группе. Родителям предлагается присутствие мамы в группе в первые дни посещения ребенком детского сада.
Бассейн как общее закаливание
Значимым элементом в закаливании и физическом развитии являются занятия по обучению плаванию. Плавание способствует развитию органов дыхания, укрепляет сердечно-сосудистую систему, повышает эмоциональный фон. Обучение плаванию осуществляется по методике Т.И.Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания свободным стилем – на груди и на спине, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатываем координацию движений при плавании кролем на спине и на груди с задержкой дыхания. К концу учебного года 68% воспитанников подготовительных групп систематически посещающих занятия по плаванию, уверенно держатся на воде, плавают кролем на груди и на спине. Ежемесячно в бассейне проводятся физкультурные досуги, два раза в год - спортивные праздники и открытые занятия для родителей воспитанников.
На базе нашего детского сада в мае 2011 года начала работу федеральная экспериментальная площадка «Особенности работы с ослабленным ребенком в ДОУ разного вида», тема реализуемая нашим учреждением «Закаливание детей дошкольного возраста в условиях Севера». Целью данного эксперимента является: внедрить и экспериментально обосновать оздоровительный метод контрастный душ в занятия в бассейне с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего севера.
В течение года проводится медико – педагогический контроль (дни ДРК – 2-3 раза в год) с целью оценки состояния двигательного режима на основании изучения показателей времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты (метод хронометража) и интенсивности двигательной деятельности, мышечной нагрузки (метод пульсометриии). Результаты анализируются специалистами ДОУ для устранения имеющихся недостатков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63300 Красноярский край, г. Норильск, ул. Набережная Урванцева, 43 телефон: +7 (3919) 42-26-93, факс: +7 (3919)42-26-93, e-mail: mdou78@norсom.ru SoteLink художественная ковка |