РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МАТЕРИАЛАМИ РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРЫ И СОЗДАНИЕ ИЗ НИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ЗАНЯТИЯХ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДОУ.
Литвяк Светлана Викторовна,
МБДОУ «ДС №78 «Василёк»,
педагог-психолог
Сегодня, в работе с дошкольниками современная система отечественного воспитания ищет и разрабатывает инновационные подходы, которые ориентированы на гармоничное и всестороннее развитие личности. На мой взгляд, развитие познавательной сферы, а также личностных качеств у детей является одним из первостепенных направлений в работе с дошкольниками. Я, как педагог-психолог, в рамках своей работы строю занятия с акцентом на развитие мелкой моторики, познавательной деятельности и коммуникативной сферы.
Мной были разработаны различные занятия направленные на развитие мелкой моторики и познавательных процессов и коммуникативной сферы с использованием материалов различной структуры.
- Игры с кинетическим песком и водой. А так же песком с использованием стекла и световых столов, для создания сказок и проигрывания сюжетов по теме неделе: например животные жарких стран, аквариум, обитатели моря, лето, лесные жители и т.д.
- С помощью семян, круп и листьев создаются узоры и пейзажи, развивая творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста и познавательную сферу у младшего.
- Ватные палочки – интересные помощники в любой деятельности. Из них можно выложить буквы, цифры, ответы на загадки, решить головоломки. Создать букет, и даже сюжетную поделку. Их можно раскрасить и выкладывать узоры по цветным схемам.
- Камушки, ракушки, фасоль, пуговицы помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.
- Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками. Дети с удовольствием создают украшения из бусин разного размера и материала. Какая хозяйка откажется от настоящей французской вазы или тарелки папье – маше, выполненной руками маленького мастера и украшенного в технике декупаж
- . Театрализованная деятельность – Использование теневого и плоскостного театра из бумаги способствует развитию диалогической и монологической речи.
- Чтобы к нам прилетело хорошее настроение - мы создали бабочек из бумаги и пластиковых трубочек
- Чтобы было кому отнести в тундру письмо Деду морозу – мы изготовили Снеговика – почтовика.
- А Хейро мы встречали с жителями севера, сделав чум из стаканчика, с оленями с волшебными рогами из перчаток и пластиковых бутылок, или волшебным носом из чупа-чупса. Который, почему-то дети тут же хотели съесть.
- Создание картин из ниток. Еще один интересный и эффективный способ. Но стоит отметить, что он достаточно сложный и использовать его следует не на первых занятиях.
Исходя из вышеописанного, я как педагог-психолог, строю свои занятия по развитию мелкой моторике применяя различный упражнения и техники.
А именно:
‒ игры; ‒ моделирование и конструирование;
‒ упражнения, физминутки;
‒ использование малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, чистоговорки), образных выражений, сравнений, стихотворений и пр.;
‒ использование различных техник рисования;
‒ использование техники пластелинографии;
‒ использование различных тренажеров типа «анти-стресс»;
‒ использование песка, круп, мелких деталей, работа с материалами различной структуры.
Прогнозируемый мной результат работы, используя данные техники и упражнения достаточно высок.
Так что, если вы будете работать над развитием моторики рук, соответствовать определенным условиям и требованиям, работать в системе, можно добиться определенных результатов. С помощью различных упражнений для пальцев дети могут хорошо развить моторику рук, что не только положительно влияет на развитие речи и познавательную сферу, но и готовит их к письму. Руки будут хорошо мобилизованы, более гибкие исчезнут жесткость и неловкость.
У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, словарный запас расширяются и развивают важнейшие качества человеческой личности: способность работать вместе в команде, быть общительным, развивать сочувствие и творческие способности, которые очень важны в жизни детей их развитии и успешности в целом.
|