Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Перед началом занятий специалист проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение 2- х недель со дня открытия ГКН и ГПР (сентябрь). Педагог-психолог вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группах и на занятиях, выявляет структуру поведенческого нарушения, особенности ВПФ, личностные характеристики детей .
Основная задача этого периода в группе компенсирующей направленности и в общеразвивающей подготовительной к школе группе, где наибольшее количество детей, нуждающихся в коррекции - создание дружного детского коллектива. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в специализированной группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
На начальном этапе педагог-психолог также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к развивающей и коррекционной работе будет невозможен.
Заканчивая этап обследования, педагог-психолог оформляет соответствующую документацию, где крайне важен вопрос ее рационального ведения.
Для реализации права каждого воспитанника детского сада на получение помощи в коррекции имеющихся отклонений необходимо активизировать деятельность педагогов и разработать план мероприятий, направленных на повышение качества диагностико – профилактической работы.
По результатам обследования по программе ДОУ проводится собеседование с воспитателями групп, направленное на сбор информации о тех воспитанниках, у которых выявлен низкий уровень усвоения разделов программы. Внесение результатов в журнал мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ позволяет планировать индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом его речевых нарушений.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников и в мае итоговое обследование.
Систематическое планирование работы по развитию ВПФ (высшие психические функции) педагогами всех возрастных групп в календарных планах позволяет им вести работу по формированию т развитию познавательных процессов.
Программно-методическое обеспечение работы специалиста.
В число обязательных условий конструирования и успешной реализации той или иной коррекционно – образовательной программы должны войти ее индивидуально–дифференцированной характер, комплексность и систематичность.
После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание, этапность и перспектива коррекционно-развивающей работы.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Собрания выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы специалисту при работе с детьми с ОВЗ и ГПР
|