Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Под сенсорной интеграцией понимается взаимодействие всех органов чувств, которая начинает формироваться еще в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать применительно ситуации. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть.
Другими словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, для создания условий для нормальной работы центральной нервной системы.
Дефектология акцентируется на сенсорном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на их подготовленности к обучению в школе.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно - обоснованных путей сенсомоторного развития детей с ОВЗ.
Целенаправленная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, в воспитании и обучении которых нужен особый подход, с которыми требуется проводить много дополнительной работы, в том числе и психолого-педагогической. Индивидуальный подход – это единственный правильный способ взаимодействия специалиста с таким ребенком.
Конструирование, изо, апликация вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, т.к. даёт возможность переключать сознание детей на способы решения конструктивной задачи. Также у детей формируется умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи и исключить механическое выполнение работы однажды заученным способом.
Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что конструирование, рисование и аппликации с детьми, у которых есть ограничения по состоянию здоровья, помогают улучшить у них навыки мелкой моторики, добиться согласованности движений пальцев рук. Таким способом у ребенка вырабатывается усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания. Помимо этого, данные занятия способствуют улучшению памяти и развитию фантазии у детей с ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2014. – 272с.
2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2015. - 185с.
3. Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. Конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. - 2018. - №2. - С. 27-30. |