Письмо - один из самых сложных видов человеческой деятельности, научиться писать не так просто, как кажется на первый взгляд. У ребенка старшего дошкольного возраста должна быть достаточно развита моторика пальцев рук, сформированы определенные графические навыки.
Для развития мелкой моторики полезно:
- Конструировать из бумаги
- Собирать конструкторы, пазлы
- Выкладывать различные фигуры из мелких предметов (крупы, счетные палочки, детали детского конструктора)
- Обводить контуры различных изображений
- Выкладывать мозаику
- Лепить из пластилина
- Вырезать
А также выполнять специальную пальчиковую гимнастику.
Для совершенствования движений, необходимых при письме, можно выполнять следующие упражнения:
- Перекладывать предмет из одной руки в другую, подняв руки вверх не глядя на перекладываемый предмет
- Пальцами поочередно подкатывать карандаш на себя мизинцем, безымянным, средним, указательным, большим пальцами попеременно
- Не отрывая локоть от стола, поднимать фасолины (или другие мелкие предметы) из миски и бросать их в кувшин, стоящий рядом
- Полезно отрабатывать движение кисти, которое мы совершаем, вращая скакалку при прыжке
- Подкидывать и ловить мелкие камушки
Обратите внимание, как ваш ребенок собирается на прогулку или в садик, сам ли он надевает шапку, застегивает пуговицы на одежде. Дайте ребенку возможность одеться самостоятельно, если не получается, совершайте действие вместе - например, молнию внизу застегивает родитель, ребенок подхватывает сверху, родитель продевает пуговицу в петельку, ребенок вытаскивает пуговицу.
До школы исключительно важно обучить ребенка следующим графомоторным навыкам:
- обводить нарисованные предметы различной формы
- заштриховывать предметы
- дорисовывать недостающие части изображений
- врисовывать в предмет (рисовать что- либо внутри изображения)
- надрисовывать предмет (рисовать что- либо по заданию взрослого снаружи)
- копировать рисунки, начиная с простых изображений (начать можно с геометрических фигур
Следующее умение, необходимое для усвоения письменной речи – способность ориентироваться в пространстве.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в собственном теле, в пространстве, на листе бумаги.
Для тренировки ориентировки в собственном теле, можно предложить такие упражнения:
- Показать нос, затылок, подбородок
- Рассказать, что выше (ниже) всего
- Рассказать что, находится «справа от…», «слева от …» (например, слева от правого глаза)
- Показать указательный палец правой руки, мизинцем левой руки
- Показать левой рукой правое ухо, левой рукой правый глаз и т.д.
- Рассказать, что находится в комнате выше него, ниже него, справа от него, слева от него
Для тренировки ориентировки в окружающем пространстве предложите ребенку:
- Рассказать о расположении предметов друг относительно друга («слева от кровати стоит…», «справа от стола лежит …»)
Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо уметь ориентироваться на листе бумаги:
- Малыш должен уметь показывать правый (левый) верхний угол
- Отсчитывать определенное количество клеточек вправо влево, вверх или вниз
|