Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        "Детский сад № 78 "Василек"

Поиск по сайту
Соответствие сайта законодательству РФ
Сведения об образовательной организации
Категории
Полезные ссылки
Госуслуги Независимая оценка качества оказания госуслуг сайт BUS.GOV.RU Официальный сайт города Норильска Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Красноярского Края Российской Федерации Год семьи
Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 278

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

Развиваем  фонематический слух, играя. Подготовила Константинова Е. А.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научиться слушать и понимать речь. Правильное развитие фонематического слуха и восприятия является основой усвоения в дальнейшем письма и чтения.

Фонематические нарушения у детей приводят не только к дефектному произношению звуков и недостаточному их различению, но и к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и допускают специфические ошибки при чтении и письме. Чаще всего это проявляется в заменах в произношении одного звука другим и смешении звуков.

Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно (как услышал, так сказал или написал).

Фонематический слух ребенка можно развивать.

Дети гораздо быстрее научатся любым умениям и навыкам в игре.

Участниками игр для развития фонематического слуха ребенка могут быть родители, братья и сестры, другие члены семьи и друзья.

Важно, чтобы ребенок  с удовольствием играл в игру, а не выполнял действия как обязательное упражнение.

Совет 1.

Все участники игры должны получать от неё удовольствие. Если у ребенка угас интерес, будет полезнее, если взрослый предложит поиграть в другую игру или даст возможность заняться своим делом

Совет 2

Предложите ребенку из нескольких игр самому выбрать в какую игру он будет играть

Совет 3

Делайте в игре ошибки, чтобы ребенок научился слышать и исправлять их

Игра «Смешное название»

Взрослый говорит, что будет называть слова правильно и неправильно. Например, вот картинка, на ней нарисован банан. Я могу сказать правильно «банан». Или могу сказать «манан». Если вы услышите правильное слово, вы захлопаете, если неправильное, то - затопаете

«Где нужный звук?»

Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Например: несколько картинок со звуком [Л] и несколько картинок без этого звука.

– посмотри на картинки, произнеси их. «Дай мне картинки, где есть звук [Л]».

 «Клубочки»

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук.

Оборудование. Клубочек ниток.

Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Можно играть не только группой, но и вдвоем взрослый-ребенок, передавая друг другу клубок и называя по очереди слова на заданный звук.

 

 «Попугайчики»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка Попугай

Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, зуб-суп ,том-дом и т.п.

 «Какой звук спрятался?»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.

Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.

Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.

 «Закончи слово»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».

«Вата и камень»

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий «звук», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».

Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.

Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий – «подушечка».

 «Поймай рассыпанное слово»

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.

Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

 «Сосчитай звуки»

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Пуговицы или пробки.

Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.

 «Отгадай слово»

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Упражнение «Прохлопай слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

 «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

 «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не [сэ], а [с]).

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: vasilek78 (29.11.2021)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: