Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        "Детский сад № 78 "Василек"

Поиск по сайту
Соответствие сайта законодательству РФ
Сведения об образовательной организации
Категории
Полезные ссылки
Госуслуги Независимая оценка качества оказания госуслуг сайт BUS.GOV.RU Официальный сайт города Норильска Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Красноярского Края Российской Федерации Год семьи
Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 278

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

Семинар – практикум для педагогов "АРТ-технология в работе с детьми ОВЗ". Подготовила Тихонова И.Н.

 

Цель: создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка с ОВЗ.

Задачи:

- преодоление комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;

развитие эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ;

- формирование позитивного эмоционального фона развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;

- формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Арт-технологии (арт-терапия) как один из методов устранения нарушений речи.

Арт-терапия - это целая планета, на которой есть страна – логопедия,

страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство.

Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.

Арт-терапия и арт-педагогика – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Арт-терапия выполняет ряд функций:

Воспитательная:

Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

Коррекционная:

Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Диагностическая:

В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОВЗ. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

С помощью приемов арт-терапии у дошкольника с ОВЗ расширяется:

- словарный запас;

- развивается связная речь;

- зрительная память;

- словесно – логическое мышление;

- стимулируется познавательный интерес;

- создается положительная мотивация.

Применение АРТ-терапии:

- Автоматизация и дифференциация звука на уровне слова, предложения, текста.

- Развитие фонематических функции.

-  Развитие зрительно - пространственных представлений.

- Формирование грамматического строя речи.

- Активизация и обогащение словарного запаса по различным лексическим темам.

- Закрепление и усовершенствование знаний обобщающих слов.

- Развитие связной речи.

- Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Принципы арт-терапевтического взаимодействия в педагогике:

- поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я».

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка;

- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;

- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;

- не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

Виды АРТ – терапии:

Музыкотерапия. Музыкальная арт-технология - технология, основанная на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт-терапии.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию.

Техники изотерапии:

Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.

Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.

Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного

напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

Ниткография.

Рисование пальцами, ладонями.

Техника рисования на стекле.

Звукотерапия. Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основанный на использовании звука в лечебных целях.

Кинезиотерапия (логоритмика) - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции (фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, правильного интонирования, совершенствования свободной речи).

Иммаготерапия (куклотерапия). Метод психологической помощи посредством кукол.

Самая действенная и распространенная форма - это кукольный театр.

Куклотерапия - это праздничная, волшебная психотерапия

Игротерапия - разновидность арт-терапии, использующей игру и игрушки в психокоррекционных целях.

Игры активно используются логопедами, психологами, дефектологами и другими педагогами.

Пескотерапия - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения.

Сказочная арт-технология (сказкотерапия)- метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются разные виды арт-технологий наиболее эффективно, так как у ребенка с ОВЗ появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается речь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка с ОВЗ, главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело.

Занятия с элементами арт-терапии дарят детям с ОВЗ радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!

 

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: vasilek78 (05.04.2022)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: