Цель: создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- преодоление комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
развитие эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ;
- формирование позитивного эмоционального фона развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
- формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
Арт-технологии (арт-терапия) как один из методов устранения нарушений речи.
Арт-терапия - это целая планета, на которой есть страна – логопедия,
страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство.
Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.
Арт-терапия и арт-педагогика – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Арт-терапия выполняет ряд функций:
Воспитательная:
Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
Коррекционная:
Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Диагностическая:
В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОВЗ. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
С помощью приемов арт-терапии у дошкольника с ОВЗ расширяется:
- словарный запас;
- развивается связная речь;
- зрительная память;
- словесно – логическое мышление;
- стимулируется познавательный интерес;
- создается положительная мотивация.
Применение АРТ-терапии:
- Автоматизация и дифференциация звука на уровне слова, предложения, текста.
- Развитие фонематических функции.
- Развитие зрительно - пространственных представлений.
- Формирование грамматического строя речи.
- Активизация и обогащение словарного запаса по различным лексическим темам.
- Закрепление и усовершенствование знаний обобщающих слов.
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Принципы арт-терапевтического взаимодействия в педагогике:
- поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я».
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;
- не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.
Виды АРТ – терапии:
Музыкотерапия. Музыкальная арт-технология - технология, основанная на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт-терапии.
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию.
Техники изотерапии:
Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного
напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
Ниткография.
Рисование пальцами, ладонями.
Техника рисования на стекле.
Звукотерапия. Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основанный на использовании звука в лечебных целях.
Кинезиотерапия (логоритмика) - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции (фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, правильного интонирования, совершенствования свободной речи).
Иммаготерапия (куклотерапия). Метод психологической помощи посредством кукол.
Самая действенная и распространенная форма - это кукольный театр.
Куклотерапия - это праздничная, волшебная психотерапия
Игротерапия - разновидность арт-терапии, использующей игру и игрушки в психокоррекционных целях.
Игры активно используются логопедами, психологами, дефектологами и другими педагогами.
Пескотерапия - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения.
Сказочная арт-технология (сказкотерапия)- метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются разные виды арт-технологий наиболее эффективно, так как у ребенка с ОВЗ появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается речь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.
Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка с ОВЗ, главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело.
Занятия с элементами арт-терапии дарят детям с ОВЗ радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.
Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!
|