Системный подход к построению работы специалиста в дошкольном образовательном учреждении
Е.Н.Германовичене, учитель-логопед
Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Перед началом коррекционно-логопедических занятий специалист проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение 2- х недель со дня открытия ГКН и логопункта (сентябрь). Учитель - логопед вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группах и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей и заполняет речевые карты с различными речевыми патологиями.
Основная задача этого периода в группе компенсирующей направленности и в общеразвивающей подготовительной к школе группе, где наибольшее количество детей, нуждающихся в коррекции - создание дружного детского коллектива. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в специализированной группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию, где крайне важен вопрос ее рационального ведения.
Для реализации права каждого воспитанника детского сада на получение помощи в коррекции имеющихся отклонений необходимо активизировать деятельность педагогов и разработать план мероприятий, направленных на повышение качества диагностико – профилактической работы по развитию речи.
По результатам обследования по программе ДОУ проводится собеседование с воспитателями групп, направленное на сбор информации о тех воспитанниках, у которых выявлен низкий уровень усвоения разделов программы. Внесение результатов в журнал мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ позволяет планировать индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом его речевых нарушений.
При необходимости в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников и в мае итоговое обследование.
Систематическое планирование работы по развитию речи педагогами всех возрастных групп в календарных планах позволяет им вести работу по формированию лексики, грамматического строя речи, развитию связной речи, уделять внимание формированию звуковой культуры речи детей и многому
Программно-методическое обеспечение коррекционно - логопедической работы
Содержание коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи, в условиях логопедического пункта осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой, строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей, имеющих нарушение речи, учитывающими возрастные и психофизические особенности детей дошкольного возраста.
С этих позиций, например, вполне логична некоторая модернизация действующих программ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а также создание и апробация новых программ (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, Г.А. Ванюхина, Н.В. Нищева, Н.В. Серебрякова и др.). Очень важно и то, что трансформируются и создаются не только коррекционные, но диагностико – профилактические программы (Л.А. Боровских, Л.В. Лопатина, Т.А. Ткаченко, С.П. Хабарова и др.)
В число обязательных условий конструирования и успешной реализации той или иной коррекционно – образовательной программы должны войти ее индивидуально–дифференцированной характер, комплексность и систематичность.
После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание, этапность и перспектива коррекционно-развивающей логопедической работы. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Собрания выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Учитель – логопед проводит коррекционно-логопедические занятия по исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению речевых функций ежедневно в утренние часы 2 раза в неделю во вторник и пятницу. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4-6 детей). Кроме того в ДОУ проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков на логопедическом пункте. В период каникул учитель – логопед ведет только индивидуальную работу. Первыми на такие занятия рекомендуется приглашать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностью. На этапе автоматизации и дифференциации звуков, а также в целях организации общения детей эффективнее проводить занятие с 2-3 детьми с однородным нарушением.
Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы специалисту при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Организация и реализация в ДОУ системного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников:
-взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности и детей, зачисленных на логопедический пункт;
-планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, воспитателей ГКН, воспитателей общеразвивающих групп, дети которых посещают коррекционные занятия на логопедическом пункте, осуществляется в следующих направлениях:
1) коррекционно-воспитательное;
2) общеобразовательное.
Воспитатель совместно с учителем - логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно-логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий специалиста ГКН и логопедического пункта. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Воспитатель активный участник коррекционно – образовательно процесса, поэтому он проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью. Во вторую половину дня индивидуальные занятия по тетрадям детей и рекомендациям учителя – логопеда. Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут. Логопедическая практика располагает примерами оптимизации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ, анализ которых позволяет отметить, что в утреннее время педагог может позаниматься с 2- 3 детьми, в вечернее от 4 до 6 детей. Допускается объединять детей по дефектным звукам.
На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.
На индивидуальном занятии воспитатель реализует программу, разработанную логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:
1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
3)упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Схемы индивидуальных занятий по постановке звука отличаются от занятий по автоматизации и дифференциации звука. Педагог при тщательном контроле специалиста планирует данные занятия, учитывая и речевые заключения детей.
Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с учителем - логопедом шипящие звуки).
На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.
Воспитатель совместно со специалистом отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагоги предлагают ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. Учитель - логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).
Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность педагогу лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме (лото «Зоопарк», игра «Подбери пару» - антонимы).
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях специалист, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Птицы» и « Животные» - в блоках «Перелетные, дикие, зимующие, домашние птицы», «Дикие, домашние, животные жарких стран, животные Севера». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по теме «Мебель». К каждой лексической теме специалист подбирает речевой материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает возможные пути их реализации. Отработанные учителем - логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем - логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.
Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).
Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
Медицинский персонал ДОУ участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов;
Инструктор по физической культуре не только работает над развитием общей моторики детей и координации движений, но использует разработанный по просьбе учителя – логопеда комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звуков.
Дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций, способствует формированию общей культуры личности, социализации;
Музыкальный руководитель развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.
Трудно переоценить также значимость деятельности педагога - психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность логопедических занятий. Кроме того психолог помогает детям преодолевать негативное отношение к занятиям, которое, хоть и редко, но встречается.
Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат учителю-логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно – педагогическую, организационно – методическую, консультативную, координирующую, контрольно – оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.
Большое значение для совершенствования средств логопедической работы имеет предметно-пространственная организация помещения логопедической группы, а также логопедического кабинета. К последнему предъявляются серьезные требования к его утилитарности и обеспечения комфорта ребенку (подгруппе детей).
Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ требует внедрения в логопедическую практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования.
Литература:
-Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: сборник примерных документов и методических материалов.- М.: АРКТИ, 2010;
-Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010;
-Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда.- Ростов н/д: феникс, 2009;
-Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: Издательство «Просвещение», 2008.
|