Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        "Детский сад № 78 "Василек"

Поиск по сайту
Соответствие сайта законодательству РФ
Сведения об образовательной организации
Категории
Полезные ссылки
Госуслуги Независимая оценка качества оказания госуслуг сайт BUS.GOV.RU Официальный сайт города Норильска Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Красноярского Края Российской Федерации Год семьи
Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 278

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Е.Н.Германовичене, учитель-логопед

Системный подход к построению работы специалиста в дошкольном образовательном учреждении

Е.Н.Германовичене, учитель-логопед

Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Перед началом коррекционно-логопедических занятий специалист проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение 2- х недель со дня открытия ГКН и логопункта (сентябрь). Учитель - логопед вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группах и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей и заполняет речевые карты с различными речевыми патологиями.

Основная задача этого периода в группе компенсирующей направленности  и в общеразвивающей подготовительной к школе группе, где наибольшее количество детей, нуждающихся в коррекции -  создание дружного детского коллектива. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в специализированной группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию, где крайне важен вопрос ее рационального ведения.

Для реализации права каждого воспитанника детского сада на получение  помощи  в  коррекции  имеющихся  отклонений   необходимо активизировать деятельность педагогов и разработать план мероприятий, направленных на повышение качества диагностико – профилактической работы по развитию речи.

По результатам обследования по программе ДОУ проводится собеседование с воспитателями групп, направленное на сбор  информации о тех воспитанниках, у которых выявлен низкий уровень усвоения разделов программы. Внесение результатов в журнал мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ позволяет планировать индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом его речевых нарушений.   

При необходимости в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

В  междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников и в мае итоговое обследование.

Систематическое планирование  работы по развитию речи педагогами всех возрастных групп в календарных планах позволяет им вести работу по  формированию лексики, грамматического строя речи, развитию связной речи, уделять внимание формированию  звуковой культуры речи детей и многому

Программно-методическое обеспечение коррекционно - логопедической работы

Содержание коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи, в условиях логопедического пункта осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой, строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей, имеющих нарушение речи, учитывающими возрастные и психофизические особенности детей дошкольного возраста.

С этих позиций, например, вполне логична некоторая модернизация действующих программ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а также создание и апробация новых программ (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, Г.А. Ванюхина, Н.В. Нищева,  Н.В. Серебрякова и др.). Очень важно и то, что трансформируются и создаются не только коррекционные, но диагностико – профилактические программы (Л.А. Боровских, Л.В. Лопатина, Т.А. Ткаченко, С.П. Хабарова и др.)

В число обязательных условий конструирования и успешной реализации той или иной коррекционно – образовательной программы должны войти ее индивидуально–дифференцированной характер, комплексность и систематичность.

После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание, этапность и перспектива коррекционно-развивающей логопедической работы.  Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Собрания выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Учитель – логопед проводит коррекционно-логопедические занятия по исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению речевых функций  ежедневно в утренние часы 2 раза в неделю во вторник и пятницу. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4-6 детей).  Кроме того в ДОУ проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков на логопедическом пункте. В период каникул учитель – логопед ведет только индивидуальную работу. Первыми на такие занятия рекомендуется приглашать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностью. На этапе автоматизации и дифференциации звуков, а также в целях организации  общения детей эффективнее проводить занятие с 2-3 детьми с однородным нарушением.

Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы специалисту при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Организация и реализация в ДОУ системного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников:

-взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности и детей, зачисленных на логопедический пункт;

-планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, воспитателей ГКН, воспитателей общеразвивающих групп, дети которых посещают коррекционные занятия на логопедическом пункте, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-воспитательное;

2) общеобразовательное.

Воспитатель совместно с учителем - логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно-логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий специалиста ГКН и логопедического пункта. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Воспитатель активный участник коррекционно – образовательно процесса, поэтому  он проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью. Во вторую половину дня индивидуальные занятия по тетрадям детей и рекомендациям учителя – логопеда. Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут. Логопедическая практика располагает примерами оптимизации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ, анализ которых позволяет отметить, что в утреннее время педагог может позаниматься с 2- 3 детьми, в вечернее от 4 до 6 детей. Допускается объединять детей по дефектным звукам.

На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует программу, разработанную логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3)упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Схемы индивидуальных занятий по постановке звука отличаются от занятий по автоматизации и дифференциации звука. Педагог при тщательном контроле специалиста планирует данные занятия, учитывая и речевые заключения детей.

Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с  учителем - логопедом шипящие звуки).

На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

Воспитатель  совместно со специалистом отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагоги предлагают ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. Учитель - логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность педагогу лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме (лото «Зоопарк», игра «Подбери пару» - антонимы).

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях специалист, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года  учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Птицы» и « Животные» - в блоках «Перелетные, дикие, зимующие, домашние птицы», «Дикие, домашние, животные жарких стран, животные Севера». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по теме «Мебель».  К каждой лексической теме специалист подбирает речевой материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает возможные пути их реализации. Отработанные  учителем - логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем - логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).

Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Медицинский персонал ДОУ участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов;

Инструктор по физической культуре не только работает над развитием общей моторики детей и координации движений, но использует разработанный по просьбе учителя – логопеда комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звуков.

Дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций, способствует формированию общей культуры личности, социализации;

Музыкальный руководитель развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

Трудно переоценить также значимость деятельности педагога - психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность логопедических занятий. Кроме того психолог помогает детям преодолевать негативное отношение к занятиям, которое, хоть и редко, но встречается. 

Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат учителю-логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно – педагогическую, организационно – методическую, консультативную, координирующую, контрольно – оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.

Большое значение для совершенствования средств логопедической работы имеет предметно-пространственная организация помещения логопедической группы, а также логопедического кабинета. К последнему предъявляются серьезные требования к его утилитарности и обеспечения комфорта ребенку (подгруппе детей).

Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ требует внедрения в логопедическую практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования.

    

 

 

                Литература:

-Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: сборник примерных документов и методических материалов.- М.: АРКТИ, 2010;

-Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010;

-Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда.- Ростов н/д: феникс, 2009;

-Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 

 

 

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: vasilek78 (16.10.2015)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: