Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        "Детский сад № 78 "Василек"

Поиск по сайту
Соответствие сайта законодательству РФ
Сведения об образовательной организации
Категории
Полезные ссылки
Госуслуги Независимая оценка качества оказания госуслуг сайт BUS.GOV.RU Официальный сайт города Норильска Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Красноярского Края Российской Федерации Год семьи
Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 278

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

​​​​​​​УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ . Учитель – логопед высшей категории Е.Н. Германовичене

      

       Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, является овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.

      Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития наиболее благоприятен для развития именно этой психической функции. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

        Особую роль в развитии речи ребенка следует отвести пальчиковым играм.

        О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

       Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас малыша. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активные мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

        Таким образом, мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

         Самым разным народам пальчиковые игры были известны издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывают перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др. После мытья рук малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик отдельно.

       Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Ребенок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития.

      Широкий спектр пальчиковых упражнений позволяет каждому малышу увлечься теми из них, которые в большей степени соответствуют индивидуальным интересам и потребностям крохи. Для того чтобы кожные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малышей были самыми разнообразными, им предлагаются различные виды пальчиковых игр.       

      

      МАССАЖНЫЕ ИГРЫ

      Массаж благоприятно воздействует на мелкие мышцы рук ребенка и отлично расслабляет. Массажные игры направлены на получение удовольствия от процесса расслабления либо поднятия мышечного тонуса. Ручной массаж на втором году жизни становится активным. Кроха уже несет ответственность за прием процедуры, ее интенсивность и общее качество.

     

      ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

      Такие игры также основываются на активных действиях по управлению собственными пальчиками. Основные элементы пальчиковой гимнастики – это сгибание пальцев, сжатие пальцев и соединение пальцев. При этом сгибание и сжатие могут быть фиксированными и сменными (динамичными), а соединения выполняются прямыми или согнутыми пальчиками. Все эти действия совершаются пальчиками одной руки (или двух рук попеременно) либо пальчиками двух одновременно. Кроме того, пальчики двух рук могут входить «в контакт» друг с другом, взаимодействовать. Работа малыша будет иметь подражательный характер. Все действия выполняются вслед за действиями взрослого. Такие пальчиковые игры можно с полным правом назвать играми речевыми, сюжетными, так как они  непременно сопровождаются стихотворением или потешкой. В гимнастических играх могут использоваться предметы, но не в качестве средства, стимулирующего выполнение основных гимнастических упражнений. Гимнастические игры очень динамичны, они увлекают ребенка, вызывают у него большой интерес.

        

         ПРЕДМЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

        В них отрабатывается захват – фиксированное положение пальцев руки при взятии предмета. Предметные игры в этот период становятся комплексными (вариативными), то есть сочетают в себе несколько различных, уже освоенных ребенком, захватов с поворотами кисти руки. Для малышей второго года жизни предметные пальчиковые игры – это подготовительные упражнения для овладения различными бытовыми приспособлениями и устройствами, тренировка согласованных ручных движений под контролем зрения. Незаменимыми моделями и орудиями для отработки «жизненно важных» захватов – положений пальцев рук – и зрительно – моторной координации являются развивающие игрушки разных типов. Это бусы и шнуровки, счеты – столики с вертикальными стержнями и фигурками для нанизывания, крупная мозаика и наборы игрушек – втыкалочек, где предметы можно вставлять в отверстия и вынимать из них, «почтовые ящики» с фигурными прорезями для опускания фигурок – вкладышей, многочисленные игрушки – орудия и инструменты – бытовой и спортивный инвентарь, а также другие бытовые предметы и материалы, свойства которых позволяют использовать их в качестве «моторных» тренажеров. Темп всех этих упражнений и продолжительность варьируются в зависимости от интереса ребенка и его успехов. Упражнение на раскрытие вращательными движениями предметов с винтовыми крышками – важное практическое умение, которое, в свою очередь, является тренировочным упражнением, обеспечивающим развитие подвижности кисти руки ребенка. Организованно и слаженно учатся действовать в этой практической работе и кончики пальцев. Вот почему игры по отвинчиванию различных предметов непременно должны присутствовать в играх с малышом.

       ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

        Утром для создания у детей положительного психоэмоционального настроения можно применять следующие упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и др.

       С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

       Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».)

       С добрым, утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

       Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушкам.)

       С добрым, утром, ручки! (Поглаживаем ручки.)

       Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)

       С добрым, утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

       Вы проснулись? (Притопываем.)

       С добрым утром, солнце!» (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

        Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

       Или

       Здравствуй, солнце золотое!

        Здравствуй, небо голубое!

       Здравствуй, вольный ветерок!

       Здравствуй, маленький дубок!

        живем в одном краю-

        Я вас всех приветствую! (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками.)

      

       Во время утренней гимнастики

       Перед выполнением упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям следует предложить «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В процессе игры спрашивать у ребенка:  « Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.)

       При выполнении физических упражнений без предметов можно использовать следующие игры: «Замок», «Гусеница», «Топ – топ, топотушки», «Два медведя», «Улитка», «Зайка», «Ежик» и др.

        На двери висит замок. (Ритмичные соединения пальцев рук в замок.)

        Кто его открыть бы смог? Потянули,(круговые движения пальцев от себя.)постучали, (основания ладоней стучат друг о друга.)И открыли. (разомкнули пальцы.)

       

       РАЗМИНКИ

        Разминки следует начинать с упражнений мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятиях, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагается выполнять махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует использовать разминку для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям следует предложить сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки», далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку) и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.

       

       НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

        На физкультурных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекс общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.

         Ну – ка, братцы, за работу! (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

        Покажи свою охоту:

        Большаку дрова рубить,

        Печи все тебе топить,

        А тебе воду носить,

        А тебе обед варить,

        А тебе посуду мыть,

        А потом всем песни петь,

        Песни петь да плясать, (энергично шевелить всеми пальцами.)

        Наших деток забавлять.

        В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».

        Как живешь?

        -Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак.)

        А плывешь? Вот так! (Руками изображают движения пловца.)

        Как бежишь?

        - Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища.)

        Вдаль глядишь?

        -Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу.)

        Машешь вслед?

        - Вот так! (Энергичные движения кистями рук.)

        Ночью спишь?

        - Вот так!(Ладони под голову.)

        А шалишь?

        - Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щечкам.)

        

          ИГРЫ ДЛЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

         Для формирования у детей культурно – гигиенических навыков и представлений о своем организме в режимных моментах можно использовать следующие игры:

         Кто зубы не чистит,

         Не моется с мылом, (пальцы поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами.)

         Тот вырасти может

         Болезненным, хилым.(Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.)

         Дружат с грязнулями

         Только грязнули, (пальцы рук соединены в замок.)

         Которые сами

         В грязи утонули.(Движения, имитирующие пловца.)

         У них вырастут

         Противные бяки, (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа.)

         За ними гонятся

         Злые собаки. (Руки вперед, правая ладонь лежит на левой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки.)

         Грянули боятся

         Воды и простуд.

         А иногда и вообще не растут. (Руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх.)

        

         ПЕРЕД ПРИЕМОМ ПИЩИ

         Ротик мой умеет кушать, (показываем пальцем на губы.)

         Нос - дышать, а уши – слушать, (показываем на нос, на ухо.)

Могут глазоньки моргать, (поморгать.)

Ручки все хватать, хватать.(Хватательные движения пальцами: раскрытые ладони – пальцы в кулаки.)

        

         В непосредственно – образовательной деятельности

         Мы сегодня рисовали,

         Наши пальчики устали.

         Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Строим стенку выше, выше, (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони.)

Добрались уже до крыши. (Сложить ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони.)

Чья крыша выше? (Потянуться вверх.)

Выше, выше, выше… (Потянуться)

Прорубили мы окошки (Сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке.)

И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками.)

И дырочку для мышки…(сложить вместе щепоти.)

Пи –пи –пи-пи…

 

НА ПРОГУЛКЕ

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям следует предложить с помощью пальцев руки изобразить дом, собаку, дерево, цепочку и др.Пальчиковые упражнения используются в конце прогулки.

ГУСЬ

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалочку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

ЗАЙЧИК – КОЛЬЦО

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Пальчиковые игры и упражнения – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но также один из вариантов радостного общения. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при их проведении происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: vasilek78 (23.01.2020)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: